bfond

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

для поступающих на основную образовательную программу магистратуры

«Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов»

(российско-германская магистерская программа CORELIS - Cold Region Environmental Landscapes Integrated Sciences)

по направлению подготовки 05.04.06«Экология и природопользование»

по предмету «Экология и природопользование»

 

 

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ

Теория геосистем

Различные модели в науках о Земле. Определения понятий система, геосистема и модель. Структура геосистем. Природные системы и энергетические системы. Устойчивость и обратные связи. Понятие экосистемы и геосистемы. Задачи, методы и объекты исследования экологии и геоэкологии.

Карты и ГИС

Виды карт в науках о Земле. Геоинформационные системы, геоинформационное картографирование, применение ГИС для научных исследований.

Атмосфера

Состав атмосферы. Стратификация атмосферы. Атмосферное давление. Циркуляция атмосферы. Парниковый эффект. Механизмы изменения климата в прошлом и настоящем. Химический состав атмосферы, парниковые газы. Радиационный баланс.

Гидросфера

Гидрологический режим водных объектов суши. Поверхностный и подземный сток. Специфика озер, болот, ледников, наледей. Типы питания водных объектов. Физические и химические характеристики пресной и морской воды. Морские течения. Приливы и отливы, сгоны и нагоны. Термика водных объектов.

Биосфера

Происхождение и определение жизни. Естественный отбор и эволюция. Концепция экологических ниш. Понятия об экосистеме и биогеоценозе. Пищевые цепи в наземной и водной экосистемах. Биохимические циклы. Экологические сукцессии. Эвтрофирование.

Литосфера

Геологическое время. Минералы. Вулканические горные породы. Метаморфические горные породы. Осадочные горные породы. Структура Земли. Земная кора. Складчатость и разломы земной коры. Горообразование. Тектоника литосферных плит. Экзогенные и эндогенные процессы. Землетрясения. Вулканизм. Развитие рельефа Земной поверхности. Выветривание. Формирование и типы почв.

Педосфера (почвенный покров)

Образование почвенного покрова. Строение почв. Состав почв. Классификации почв. Биогеохимические характеристики почв.

Основы рационального природопользования

Система экологических наук и место в ней природопользования. Традиционные и альтернативные источники энергии. Взаимодействие хозяйственных и природных систем. Хозяйственно-природные системы и их функционирование. Количественные и качественные антропогенные изменения экосистем. Антропогенные воздействия на атмосферу и гидросферу. Показатели воздействия техногенных процессов на экосистемы. Классификации и нормирование антропогенного воздействия на компоненты природной среды. Способы очистки воды. Мониторинг, его назначение при рациональном природопользовании, классификации мониторинга. Охрана земельных ресурсов и рекультивация земель.

Особенности развития природной среды полярных регионов.

Особенности природных процессов Арктики, Антарктики и горных территорий.

Реакция природной среды полярных областей на современные изменения климата и связанные с этим экологические проблемы. Экономические и социальные последствия современных изменений климата в полярных областях. Природные ресурсы Арктики. Природные ресурсы Антарктики. Рациональное использование природных ресурсов полярных областей. Экологические и социальные последствия добычи и использования природных ресурсов полярных областей. Население Арктики. Коренные народы Арктики.

Криосфера

Вечная мерзлота: распространение и динамика. Влияние климатических изменений на материковую и подводную мерзлоту. Морские и наземные льды. Особенности льдообразования в пресных и морских водах. Характеристика ледяного покрова Мирового океана. Ледяной покров Арктики и его изменения за последние десятилетия. Криогенные процессы: мерзлотное пучение, солифлюкция. Мерзлотные полигоны и повторно-жильные льды. Влияние криогенных процессов на хозяйственную деятельность.

 

 

РАЗДЕЛ II. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Книги, статьи

  1. ACIA, Impacts of a Warming Arctic: Arctic Climate Impact Assessment. Cambridge University Press, 2004. http://www.acia.uaf.edu/

  2. Bohn, T. J., Melton, J. R., Ito, A., Kleinen, T., Spahni, R., Stocker, B., Zhang, B., Zhu, X., Schroeder, R., Glagolev, M. V., Maksyutov, S., Brovkin, V., Chen, G., Denisov, S. N., Eliseev, A. V., Gallego-Sala, A., McDonald, K. C., Rawlins, M., Riley, W. J., Subin, Z. M., Tian, H., Zhuang, Q., & Kaplan, J. O. (2015). WETCHIMP-WSL: intercomparison of wetland methane emissions models over West Siberia. Biogeosciences, 12, 3321-3349. doi:10.5194/bg-12-3321-2015 [Fulltext] [Fulltext]

  3. Buchan, G. D. (1991). Soil temperature regime. In: Soil Analysis: Physical Methods. Marcel Dekker, Inc., New York, NY.

  4. E.V. Abakumov, “The sources and composition of humus in some soils of West Antarctica” , Eur. Soil. Sci. 43, pp. 449-508, 2010

  5. Johannson, C. 1989. Fluxes of NOx above soil and vegetation. In: Andreae, M.O. and D.S. Schimel (eds). Exchange of Trace Gases between Terrestrial Ecosystems and the Atmosphere. Wiley and Sons. New York. 346 pp.

  6. Kimble J. Cryosols. Permafrost Affected Soils. 2004.

  7. Lal, R. (ed.) (2006): Encyclopedia of Soil Science. Taylor & Francis, New York

  8. Oke, T. R. (1996): Boundary layer climates. Routledge, London.

  9. Pidwirny, M. (2006). Fundamentals of Physical Geography, 2nd Edition. Date Viewed. http://www.physicalgeography.net/fundamentals/contents.html

  10. Pienitz, R., Douglas, M.S.V. and Smol, J.P. [Editors]. 2004. Long-Term Environmental Change in Arctic and Antarctic Lakes. Springer, Dordecht, 562 pp.

  11. Polar lakes and rivers. Limnology of Arctic and Antarctic Aquatic Ecosystems. Edited by Warwick F. Vincent and Johanna Laybourn-Parry. Oxford University Press. New York. 2008. – 327 p.

  12. Przybylak R., 2003: The Climate of the Arctic. Kluwer Academic Publishers, New York, 270 p.

  13. Siberian river run-off in the Kara Sea. Characterisation, quantification, variability and environmental significance / Ed. Ruediger Stein, Kirsten Fahl, Dieter K. Fuetterer, E.M. Galimov, O.V. Stepanets. – Elsevier, 2003. – 488 p.

  14. The Encyclopedia of Quaternary Science, second ed., Elias, S.A. (Ed.), 
    Elsevier, Amsterdam, 2013

  15. Vasil'evskaja V.D. Pochvoobrazovanie v tundrah Srednej Sibiri (Soil formation in the Western Siberian tundras). M., Nauka,1980

  16. World Reference Base of Soil Resources. World soil resources report, No 84, FAO, Rome, 1998.

  17. Асеев А.А. Древние материковые оледенения Европы. М.: Наука, 1974. 319 с.

  18. Борисова О.К. Ландшафтно-климатические изменения в умеренных широтах
    Северного и Южного полушарий за последние 130000 лет.
    Москва, ГЕОС, 2008. 264 стр.

  19. Боуэн Л. Четвертичная геология. М.: Мир, 1981. 272 с.

  20. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. Л. Гидрометиздатю 1980. 350 с.

  21. Васильчук Ю.К., Котляков, В.М. Основы изотопной геокриологии и гляциологии. Изд-во МГУ, 2000, 616 с.

  22. Голубев Г. Н. Геоэкология – М., 2004 – 288 с.

  23. Дмитриев В. В. Экологическое нормирование состояния и антропогенных воздействий на природные экосистемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 7. 1994. Вып. 2, № 14. С. 60–70.

  24. Емельянов А. Г. Основы природопользования- М.: Академия, 2004 – 295 с.

  25. Жуков Л.А. Общая океанология – Л.: Гидрометеоиздат, 1976 -376 с.

  26. История озер Севера Азии. «Наука», Санкт-Петербург, 1995, стр.288

  27. Карелин Д. В., Замолодчиков Д. Г. - Углеродный обмен в криогенных экосистемах – М: Наука, 2008. – 344 с.

  28. Котляков В.М. Избранные сочинения «Гляциология Антарктиды» /
    Книга 1. – М.: Наука, 2000. – 432 с.

  29. Мазарович А.О. Строение дна Мирового океана и окраинных морей России. Учебное пособие. М.: ГЕОС, 2006. – 192 с.

  30. Мониторинг климата Арктики. / ред. А.И. Воскресенского – Л: Гидрометеоиздат, 1988 – 205 с.

  31. Никаноров A.M. Гидрохимия: Учебник. – изд. 3-е дополненное. Ростов/Дон: «НОК», – 2008. 461 с.

  32. Одум Ю.Основы экологии. М.: Мир, 1975, 320 с.

  33. Основы геокриологии. Под ред.Э.Д.Ершова. М.: Изд-во МГУ. 1995, ч.1. 368 с. 1996,ч.2. 399 с. 1998, ч.3. 575 с.

  34. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта Издательство: МГУ Год: 1999 Страниц: 610 ISBN: 5-7594-0077-0.

  35. Стадницкий Г.В., А.И.Родионов. Экология. М.: Высшая школа, 1988, 272 с.

  36. Чеботарев А.И. Общая гидрология (воды суши). Учебное пособие. — 2-е изд. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 530 с.

  37. Шнитников А.В. Внутривековая изменчивость компонентов
    общей увлажненности.
    Л.: Наука, 1969. 245 с.

  38. Щукин И.С. Общая геоморфология. Т.1., Т.2, Т. 3. М, 1960, 1964, 1974

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

Библиотека Академии наук http://www.rasl.ru

Библиотека по естественным наукам РАН http://www.benran.ru

Научная библиотека им. М. Горького http://www.library.spbu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://www.elibrary.ru

База данных Scorpushttp://www.scopus.com http://www.humicsubstances.org/whatarehs.html

http://www.humicsubstances.org/isolation.html

http://ihss2014.org/BOOK%20of%20ABSTRACTS_17th%20I.H.S.S.%20Meeting%201-5%20Sept-2014%20Ioannina%20Greece.pdf

www.europe.eu.int

www.wto.org

www.worldbank.org

www.inf.org

www.cia.gov

www.arcticstat.org

http://www.nrel.colostate.edu/projects/lvws/pages/accesstodata/methodsmanuel/labprocedures/filtorgcarbon.htm

http://water.usgs.gov/owq/FieldManual/chapter4/html/Ch4_contents.htm

http://www.amap.no/documents/18/scientific/21

http://polaruni.ru/polyarnye-rayony-i-led/kriosfera/kriologiya

 

Раздел III. Организационно-методический раздел

Перечень компетенций, которыми должен владеть поступающий:

  • понимание методологических основ дисциплин, входящих в программу испытания;

  • знание современных проблем экологии, понимание и анализ системного характера экологических ситуаций;

  • владение навыками сбора, обработки, анализа и обмена информацией о состоянии компонентов окружающей природной среды;

  • знание общих принципов геоэкологии, природопользования, гидрологии, климатологии, геологии, биологии, почвоведения, геоинформационных систем;

  • умение определять основные характеристики окружающей природной среды;

  • знание основных особенностей развития природных и социально-экономических процессов в полярных регионах;

  • понимание сущности и значения информации в развитии общества, умение использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

  • умение самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Форма проведения вступительного испытания – портфолио (конкурс документов).

ТЕМЫ ЭССЕ

  1. Arctic Climate: Past and Present

  2. Climate Change and cryosphere

  3. Arctic Tundra and Polar Desert Ecosystems

  4. Permafrost processes under climate warming

  5. Climate change and Arctic\Antarctic ecosystems

  6. Human impact in Polar Regions

  7. Permafrost affected Soil and biological systems of the Arctic\Antarctic

  8. Climate Change: Impacts on glaciers and ice sheets

  9. Climate Change: Impacts on indigenous people in the Arctic and uplands

  10. Arctic Freshwater discharge and atmosphere interaction

  11. Antarctic terrestrial and water ecosystems

  12. Sea-level rise, sea ice and coastal stability in Polar Regions

  13. Arctic natural resources

Эссе предполагает подготовку развернутого ответа, который позволяет определить не только качество усвоения знаний и умений в области экологии и природопользования, полярных и морских исследований, но и позволяет оценить уровень общей культуры и аналитические способности поступающего. Поступающий должен аргументировано, логически верно и содержательно строить свой ответ; обладать культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, способностью анализировать проблемы, уметь ясно, точно и грамотно излагать мысли на академическом английском языке.

Структура эссе

  • введение – формулировка проблемы, постановка задач;

  • основная часть, содержит формулирование основных положений по выбранной теме;

  • заключение, содержащие основные выводы по теме эссе;

  • список использованной литературы.

Требования, предъявляемые к эссе

  • соответствие содержания эссе выбранной теме;

  • раскрытие содержания темы;

  • аргументированность суждений и обоснованность выводов;

  • ясность, точность и грамотность изложения.

Объем эссе и его оформление

Объем эссе не должен превышать 10 страниц, включая рисунки, таблицы и список использованной литературы.

Эссе предоставляется на листах формата А4 (печать на одной стороне листа). Текст печатается шрифтом Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 12, междустрочный интервал – 1.5. Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц – сквозная, включая таблицы и рисунки.

Эссе также позволяет определить степень владения английским языком.